Адекватное взаимодействие человека с внешней средой и соответствующая ей деятельность возможны лишь при условии, что органы чувств доставляют центральной нервной системе информацию, достоверно отражающую объективную реальность внешнего мира. Проблема достоверности этой информации, достоверности ощущений и восприятий была предметом острой борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. К решению ее привлекались также данные физиологии.
Закон специфической энергии органов чувств и физиологический идеализм. В начале прошлого столетня И. Мюллер установил, что при воздействии на рецепторы как адекватными, так и неадекватными раздражителями возникает ощущение, присущее возбуждению именно данного рецептора. Удар по глазу или раздражение его электрическим током вызывает ощущение световой вспышки, при электрическом раздражении языка ощущается кислый вкус, при раздражении точек холода даже теплом ощущается только холод и т. д. И. Мюллер на основании этих фактов сформулировал так называемый закон специфической энергии органов чувств. Он гласит: "на всякое как адекватное, так и неадекватное раздражение орган чувств дает присущий только ему вид ощущений". Это утверждение не учитывает, что неадекватные раздражители не вызывают качественно столь разнообразных в тонких ощущений, как адекватные.
И. Мюллер дал обнаруженным им фактам идеалистическое толкование. Он утверждал, что органы чувств не могут служить нам для познания внешнего мира, так как всякое раздражение вызывает в организме человека только такие процессы, которые свойственны воспринимающему раздражение органу и не зависят от свойств раздражителя.
Мюллер считал, что «характер реакции, в сущности, зависит не от раздражителя, а от заложенной в животный организм энергии». Поэтому ощущая что-либо, мы ощущаем только себя и на основании ощущений отнюдь не вправе делать какие-либо умозаключении о свойствах внешнего мира. «Свет, мрак, звуки, теплота, холод, различные запахи и вкусы — одним словом все, что мы ощущаем нашими пятью чувствами, — не действительные свойства конкретных вещей, но только качества наших чувств»,— говорил Мюллер, отрицая, таким образом, возможность познания внешнего мира и достоверность наших восприятий.
Эти взгляды Мюллера, которые разделяли некоторые другие физиологи, привели к возникновению философского направления, названного Л. Фейербахом «физиологическим идеализмом».
Представители этого направления исходили из ложных гносеологических позиций, пытаясь обосновать свои идеалистические представления физиологическими фактами.
Воззрения Г. Гельмгольца и «теория символов». Частично поддерживал эти воззрения и крупнейший исследователь XIX столетия Г. Гельмгольц. Гельмгольц был непоследовательным материалистом, представителем, как говорил В. И. Ленин, символического материализма, или полуматериализма, склонявшимся к агностицизму и кантианству. Гельмгольц писал: «Я обозначил ощущения как символы внешних явлений и я отверг за ними всякую аналогию с вещами, которые они представляют... Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которыми вызвано это ощущение, постольку ощущение может считаться знаком его, но не изображением, ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом, от знака же не требуется никакого сходства с тем, зпаком чего он является».
Вместе с тем Гельмгольц, следуя философам-материалистам, выступал с признаниями реального объективного существования внешнего мира и считал, что «наши понятия и представления суть действия, которые производят на нашу нервную систему и на наше сознание предметы, которые мы видим или которые мы себе представляем.
Взгляды И. Мюллера и теория символов, или условных знаков, подверглись справедливой уничтожающей критике философов-материалистов.
Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности внешнего мира. С точки зрения последовательного материализма ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира. «Ощущение — писал В. И. Ленин — есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Независимо от нашего сознания существует объективная реальность — движущаяся материя, свойства которой и отражаются в нашем сознании благодаря информации, доставляемой органами рецепции.
«Наши ощущении отражают объективную реальность, т. е. то, что существует независимо от человечества и от человеческих ощущений» (В. И. Ленин). Ощущения не являются какими-то абстрактными символами или знаками. Они отражают объективные свойства вещей, дают более или менее точные их снимки, изображения. Согласно В. И. Ленину,«бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравниться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, «условный знак». Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что отображается. «Условный знак, символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».
Вся история пауки и вся человеческая практика опровергают агностицизм, т. е. отрицание возможности познания внешнего мира, и подтверждают его познаваемость.
Практика как критерий достоверности ощущений и восприятий. Человек познает мир, получая информацию о нем своими рецепторами, перерабатывая ее всей совокупностью анализаторных аппаратов, главным образом корой больших полушарий головного мозга, и проверяя правильность получаемой информации своей деятельностью, практикой жизни. Контроль практикой (у человека — общественной практикой) обеспечивает достоверность возникающих в результате раздражений рецепторов и возбуждения высших отделов центральной нервной системы ощущений и восприятий.
Большое значение для обеспечения достоверности ощущений и восприятий имеет сопоставление показаний одних органов рецепции с показаниями других. Например, восприятие величины предметов, расстояния до них, их движения или покоя достигаются благодаря одновременному поступлению импульсов от органов зрения, осязания и мышечного чувства. Ребенок с малых лет связывает в единое целое получаемую им информацию, проверяя правильность ее своей деятельностью,— отсюда у взрослого твердая уверенность и правильности восприятий внешнего мира.
Роль практики в оценке информации, доставляемой органами чувств, может быть иллюстрирована тем, что, хотя оптическая система глаза даст изображение на сетчатке перевернутым, мы воспринимаем его в прямом, правильном виде. Это обусловлено тем, что понятие о «верхе» и «низе» является результатом сопоставления информации, доставляемой глазом, с той, которую дают другие рецепторы, воспринимающие действие силы тяжести, положение тела в пространстве и пр. Главное же, что определяет возможность правильной оценки зрительных ощущений, — это практическая деятельность человека.
Страттон 8 дней носил очки, которые делали изображение внешних предметов перевернутым, т. е. их изображение на сетчатке оказывалось прямым. Сначала экспериментатор путал «верх» с «низом», но затем вследствие новой практики у пего постепенно выработалось правильное восприятие и находящиеся внизу или вверху предметы вновь стали восприниматься верно, хотя изображение их на сетчатке было прямым. Ощущение перевернутого вверх ногами мира вновь появилось на некоторое время, после того как были сняты очки.
Таким образом, взаимодействие сигналов, приходящих в мозг по всем афферентным путям, обеспечивает точное восприятие окружающего мира, комплексное, суммарное представление о нем. При этом в высших отделах центральной нервной системы — в коре головного мозга — афферентные импульсы взаимодействуют не только с приходящими сюда в настоящий момент другими афферентными импульсами, но и со следами былых впечатлений, т. е. со следами, оставленными в центральной нервной системе раздражителями, которые действовали на организм прежде. Это взаимодействие обеспечивает оценку явлений, протекающих не только в пространстве, но и во времени. Тем самым создаются предпосылки для правильного отражения мозгом окружающей действительности. Достижения человечества в познании и преобразовании природы и общества, успехи науки и техники служат лучшим подтверждением правильности, точности, соответствия объективной реальности той информации, которую человек получает и анализирует посредством органов чувств и коры больших полушарий головного мозга.