Первая помощь при переломах заключается в том, чтобы уменьшить боль, предупредить дальнейшее смешение отломков кости и придать им но возможности правильное положение.
Для транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение производят временную иммобилизацию поврежденной части повязкой с транспортной шиной или каким-либо другим подручным средством (доска, фанера, палки). Под шину необходимо подложить достаточное количество ваты, марли или просто белья. При открытом переломе надо смазать окружность раны йодом и наложить асептическую повязку. Шины должны быть плотно прибинтованы.
Костные выступы (например, лодыжки) защищают ватно-марлевыми подушечками. Основное правило: шины должны быть такой длины, чтобы захватить минимум два сустава — один выше и другой ниже места перелома, что обеспечивает неподвижность данной части тела. Например, при переломе предплечья шины должны захватывать локтевой и луче-запястный суставы. В локтевом суставе шину сгибают под прямым углом. Если невозможно наложить какую-либо шину, поврежденную верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу, а нижнюю — к здоровой конечности.
Транспортировка пострадавшего должна быть быстрой и максимально бережной, так как любое нарушение положении костей в месте перелома может вызвать болевой шок и смещение отломков. При неправильном обращении с поврежденной конечностью отломки кости могут изнутри повредить кожу и превратить закрытый перелом в открытый, что резко отягощает состояние больного и может вызвать инфицирование раны.
При оказании первой помощи при переломах, чаще всего для иммобилизации конечностей используют проволочную шину Крамера, так как ее легко согнуть и сделать любой длины, скрепив несколько шин между собой. Шину моделируют по здоровой конечности пострадавшего и после наложения бинтов и ваты прибинтовывают. Шина Крамера может быть использована почти при всех видах переломов конечностей.
При фиксировании конечности необходимо придать ей правильное физиологическое положение, обеспечив легкое натяжение. Так, при иммобилизации верхней конечности необходимо создать небольшое отведение в плечевом суставе, подложив валик в подмышечную область, согнуть в локтевом суставе под утлом 90°, придать небольшое разгибание в луче-запястном суставе и сгибание пальцев (в состоянии захвата). Физиологическое положение нижней конечности характеризуется отведением в тазо-бедренном суставе, разгибанием коленного сустава и созданием прямого угла между стопой и голенью.
При переломах бедра для иммобилизации поврежденной конечности наиболее целесообразно использовать шину Дитерихса, которая состоит из двух планок. Одну из них (длинную) фиксируют на наружной поверхности тела от подмышечной впадины до стопы и вторую—пo внутренней поверхности от паха. Обе планки на одном конце имеют упоры для предохранения от повреждения подмышечной и паховой области при транспортировке. Планки состоят из двух соединяющихся частей, что позволяет сделать шину необходимой длины.
Нижние концы планок устанавливают дистальнее подошвенной поверхности стопы на 10—15 см и соединяют поперечной дощечкой с отверстием, через которое проходит шнур от другой дощечки, прибинтованной к стопе. Натяжение шнура с помощью закрутки позволяет обеспечить вытяжение конечности. Шина скрепляется специальными металлическими скобами. Для предупреждения провисания задней поверхности голени рекомендуется дополнительно использовать шину Крамера, укрепив ее спиральной повязкой. Циркулярным бинтованием шину закрепляют на голени, бедре, животе и грудной клетке.
При наложении шины в места упора и под костные выступы необходимо подложить прокладки из ваты для предупреждения сдавления и некроза. При оказании первой помощи при переломах допускается наложение шины поверх одежды.
При сильных болях, если исключено повреждение головы и живота, можно ввести болеутоляющие средства.
При наличии малейшего повреждения кожи вводят противостолбнячную сыворотку.
Для транспортировки необходимо уложить пострадавшего на носилки в максимально удобном для него положении, исключив возможность дополнительной травмы. При переломах позвоночника, таза и нижних конечностей транспортировать больного следует лежа на жестких носилках. Если нет противопоказаний к самостоятельному передвижению, например при переломе предплечья, то пострадавший передвигается сам с помощью персонала.