Медицинский портал
Амедгруп
Валеев Ильшат

Значение зон коры в функциях второй сигнальной системы

«Приурочение динамики к структуре», иначе говоря, выяснение значения различных нервных структур в тех или иных проявлениях деятельности центральной нервной системы И. П. Павлов считал одной из важных задач физиологии. Решение этой задачи в отношении второй сигнальной системы является весьма сложным. По этому вопросу существует несколько точек зрения. Сторонники одной крайней точки зрения — сторонники психоморфологического направления — полагают, что различные проявления высших нервных функций, связанных с интеллектом человека, имеют определенную локализацию в мозгу.

Так, некоторые авторы в относительно недавнее время составляли «функциональные карты» коры головного мозга и локализовали в определенных участках такие проявления психической деятельности, как «активное мышление», «числовые представления» и даже «личное, социальное и религиозное «Я»». Другая крайняя точка зрения состоит в признании абсолютной невозможности связать наиболее сложные проявления высшей нервной деятельности и функции второй сигнальной системы с определенными нервными структурами. Согласно этому представлению вся кора в целом принимает участие в любом сложном акте поведения.

Обе эти точки зрения являются ошибочными. Прежде всего надо указать на неодинаковое значение в функциях второй сигнальной системы левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у большинства людей (у правшей) является доминирующим и поражение определенных участков его в результате травмы, ранения, кровоизлияния или опухоли влечет за собой нарушение речевых функций, функций узнавания и целенаправленного действия, т. е. специфически человеческих функций, связанных со второй сигнальной системой.

Аналогичные явления наблюдаются у левшей при поражении правого полушария, которое у этих лю-дей доминирует над левым. Эти факты представляют двоякий интерес: во-первых, они служат указанием на преимущественное значение одного полушария в функциях второй сигнальной системы; во-вторых, они показывают, что доминирующее значение одного полушария как-то связано с той рукой, которая преимущественно принимает участие в трудовой деятельности.

Для нормального функционирования второй сигнальной системы необходимы обширные зоны коры. Однако бесспорно, что некоторые участки мозга имеют преимущественное значение в деятельности второй сигнальной системы. Сложные функции, связанные с речью, пониманием смысла слов и их произнесением, осмысленным узнаванием предметов и целенаправленным действием и предвидением его результата, требуют для своего осуществления сложных, динамически создающихся нервных структур, т. е. совместно работающих многочисленных аппаратов мозговой коры. Эти последние образуют функциональные системы, так сказать, «созвездия» очень большого числа нейронов и их цепей.

Нужно иметь в виду, что в коре полушарий мозга не существует анатомического разграничения нервных элементов, относящихся только к первой или только ко второй сигнальным системам.

Основным методом выяснения локализация нервных структур второй сигнальной системы являются анатомо-клинические наблюдения часто встречающихся случаев поражения у человека узнавания, целенаправленного действия и речи.

Агнозия. Расстройства узнавания получили название агнозии (от греческого слова гнозис — знание). Имеется ряд различных форм агнозии, например, зрительная, слуховая, тактильная.

Зрительная агнозия проявляется в неузнавании предмета. Человек, страдающий оптической агнозией, видит предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но не узнает их; для того чтобы узнать предмет, ему необходимо ощупать его или услышать его звук. Оптическая агнозия связана чаще всего с поражением затылочных долей мозга.

Слуховая агнозия проявляется в неузнавании предметов по издаваемому ими звуку, который, однако, больной слышит, не связывая его с определенным звучащим телом. Больной слуховой агнозией может не узнавать звук колокольчика или шум льющейся воды, но сразу узнает колокольчик по внешнему виду, а воду — по ощущению, которое он испытывает, опуская в нее руку. Слуховая агнозия встречается обычно при поражении височной доли мозга. При слуховой, агнозии наблюдается расстройство речевосприятия.

Тактильная агнозия проявляется в неузнавании предмета при его ощупывании, несмотря на то, что больной ощущает прикосновение, и, следовательно, простые тактильные восприятия у него сохранены. Это расстройство наблюдается при поражении верхней теменной доли (чаще при поражении левого, а не правого полушария).

Апраксия. Апраксия (от греческого слова праксис — действие) проявляется в нарушении определенного целенаправленного действия, например определенного волевого движения. Так, больной апраксией часто не может зажечь спичку, сделать приветственное движение рукой, разрезать хлеб и т. п. В то же время его рука не парализована, и он может осуществить ряд отдельных простых движений — сгибание и разгибание руки в любом суставе. Для апраксии характерно понимание больным того, что он должен сделать, но вместе с тем невозможность произвести это целенаправленное действие. При апраксии резко понижена инициатива к движению, следствием чего бывает уменьшение произвольных движений.

Афазия. Агнозии и апраксии часто сочетаются с расстройством речи, которая встречается иногда и в чистой форме, не сопровождаясь какими-либо иными, кроме речевых, расстройствами узнавания и действия. Нарушения речи получили название афазий. Различают несколько их видов. Раньше других была описана двигательная (моторная) или лобная, афазия, или афазия Брока. Понимание речи при ней может быть не нарушено, сама же речь крайне затруднена или даже невозможна. В тяжелых случаях больной, страдающий афазией Брока, способен кричать и издавать отдельные звуки: та-та, не, ни и т. п., но вместе с тем не может нормально произнести ни одного слова.

Одновременно с моторной афазией встречаются обычно нарушения письма — аграфия и утрата способности читать вслух, однако понимание прочитанного может быть сохранено. Очаг поражения, вызывающего моторную афазию, расположен в нижней лобной извилине в левом полушарии; лишь у небольшого числа людей (у левшей) очаг поражения может быть в правом полушарии.

Другая форма расстройства речевой функции — сенсорная, или височная, афазия, или афазия Вернике — характеризуется расстройством восприятия речи. Больной сенсорной афазией не понимает речи, у него имеется избирательная глухота на слова, способность же речи не только сохранена, но проявляется даже в усиленной говорливости.

Вследствие отсутствия восприятия собственной речи слова при сенсорной афазии бывают часто исковерканы, и непрерывная речь афазика может быть совершенно непонятна. Сенсорной афазии обычно сопутствуют алексия.т. е. нарушение способности читать про себя и вслух, и амузия,т. е. расстройство музыкального восприятия. Очаг поражения при сенсорной афазии расположен в первой височной извилине левого (у правшей) полушария.

Особой формой афазии является амнезия, или теменная, амнестическая, афазия. Она характеризуется забыванием отдельных слов, чаще всего имен существнтельлых. Больной амнезией знает, о чем он хочет сказать, но часто не может вспомнить нужного ему слова и вынужден для обозначения предмета прибегать к длинному его описанию. Очаг поражения при этой форме афазии находится в левой нижней теменной извилине. При поражении этой извилины часто наблюдаются и другие симптомы агнозий и апраксий, в частности, расстройство счета — акалькулия.

На основании ряда наблюдений предполагают, что задняя часть теменной области и передняя лобная извилина имеют специальное значение в процессах узнавания, целенаправленного действия и речи.

Хотя поражение некоторых участков коры мозга особенно сказывается на функциях второй сигнальной системы, однако следует иметь в виду, что любая сложная функция (узнавание, целенаправленное действие, речь, письмо, чтение, счет) может страдать, как показано А. Р. Лурия и другими исследователями, при поражении многих, даже далеко отстоящих друг от друга участков мозга. Вместе с тем поражение одного участка обычно вызывает нарушение не только одной, но и ряда функций. Таким образом, можно лишь очень условно говорить о центрах определенных функций второй сигнальной системы.